Чувашия представила в Уфе опыт оценки издержек
Опубликовано Nowak - Вс., 25/12/2022 - 10:22
На Международной
неделе бизнеса отмечен опыт Чувашской Республики по развитию института оценки
регулирующего воздействия.
В рамках мероприятий в г. Уфа прошла сессия «Перспективы
развития регуляторной политики: оценка регулирующего воздействия и оценка
применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской
Федерации» совместно с Минэкономразвития России. Вели сессию заместитель
директора Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия
Минэкономразвития России А.А. Шамрай и Заместитель министра экономического
развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан З.А. Гумерова.
Поделились опытом по проведению оценки применения обязательных требований
начальник управления совершенствования государственного управления и правовой
работы Министерства экономического развития Новосибирской области О.В. Москвина
и начальник отдела оценки регулирующего воздействия Департамент инвестиций и
развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Н.В.
Белозорова. Чувашская Республика (Буторова М.М. - начальник отдела развития
секторов экономики и конкуренции Минэкономразвития Чувашии) представила опыт по
оценке издержек, возникающих в связи с исполнением требований регулирований.
Механизм ОРВ в Чувашской Республике начал применяться в
пилотном режиме с конца 2012 года. Внедрение ОРВ предусматривает активное
участие региональных объединений предпринимательского
сообщества, научных-экспертных организаций в принятии нормативных
правовых актов.
Итоги внедрения механизма приведены на слайде.
Проделана огромная работа по налаживанию диалога с
бизнес-сообществом при принятии нормативных правовых актов, как результат
- рост активности бизнес-сообщества. В 2022 г. при проведении
публичных консультаций от половины участников поступали отзывы к
проектам актов (49,7%).
"За 10 лет работы в этом направлении Министерством
экономического развития Чувашской Республики рассмотрено и выдано 724
заключения об ОРВ на проекты нормативных правовых актов Чувашской Республики, к
участию в публичных консультациях и обсуждению 389 проектов привлечено
свыше 12,8 тыс. участников, поступило 3,7 тыс. отзывов. За 10 лет
значительно повысилась активность бизнес-сообщества. Проделана огромная работа
по налаживанию диалога с бизнес сообществом при принятии нормативных правовых
актов. В 2022 г. при проведении публичных консультаций нормативных правовых
актов от общего числа привлеченных участников почти от половины из них
поступают отзывы", - рассказывает заместитель Председателя Кабинета
министров Чувашской Республики - министр экономического развития и
имущественных отношений Чувашской Республики Дмитрий Краснов.
Внедрение процедуры ОРВ позволило снизить риски принятия
документов с излишним регулированием, экономическая
эффективность процедуры в связи с устранением необоснованных
издержек у субъектов предпринимательской деятельности оценена в объеме 3,6
млрд. рублей.
Эффекты от внедрения ОРВ выражались в экономии издержек
бизнеса на предоставление документов для получения государственной поддержки из
республиканского бюджета Чувашской Республики. При разработке проектов актов
министерствами необоснованно включались в перечень предоставляемых для
получения государственной поддержки копии документов, сведения из которых уже
имеются в выписках налоговых органов, а также копии документов, которые могут
быть получены в порядке межведомственного взаимодействия органов власти и т.д.
В Чувашской Республике создана эффективная площадка для
обсуждений проектов нормативных актов - это единый портал «Народный
контроль» https://regulations.cap.ru/projects,
где сформирован отдельный раздел «Проекты». Это основной инструмент, на котором
реализован обширный функционал, позволяющий участникам публичных консультаций
ознакомиться с проектами, оставлять комментарии и отзывы.
Затраты в республике оцениваются в соответствии с Приказом
Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2015 г. № 669 «Об
утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской
и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований
регулирования». Все знакомы с данным нормативным актом.
Как применяются количественные методы в ходе ОРВ были
обсуждены на конкретном недавнем примере по проекту постановления Кабинета
Министров Чувашской Республики, предусматривающему внесение изменений
в Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской
Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных
дошкольных образовательных организациях.
В ходе ОРВ обязательной количественной оценке подлежат
основные группы предпринимательской и иной экономической деятельности. В
ходе ОРВ проводится также количественная оценка соответствующего воздействия и
к чему приведет непринятие предлагаемого решения. Чаще всего показатели
(индикаторы) предусмотрены государственными программами, подпрограммами, национальными
региональными проектами Чувашской Республики и другими стратегическими
документами.
При экспертизе проектов в республике руководствуются
федеральным законодательством, согласно которому не допускается требовать у
субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов,
которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие
документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 №
210-ФЗ перечень документов (Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации»). Поэтому при экспертизе проекта акта учитываются документы,
которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, что
позволяет исключать избыточные требования к субъектам предпринимательской
деятельности.
При экспертизе проектов мы руководствуемся федеральным
законодательством, согласно которому не допускается требовать у субъектов
малого и среднего предпринимательства представления документов, которые
находятся в распоряжении государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие
документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 №
210-ФЗ перечень документов (Федеральный закон от 24.07.2007 г. №
209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации»). Поэтому при экспертизе проекта акта учитываются документы,
которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, что
позволяет исключать избыточные требования к субъектам предпринимательской
деятельности, сообщает Минэкономразвития Чувашии.