Эксперты Чувашии обсудили итоги общественного контроля за выборами в РФ за последние пять лет
Опубликовано Nowak - Пн., 03/04/2023 - 13:39
Члены
Общественной палаты Чувашии и членыэкспертного
клуба Чувашской Республики обсудили доклад Ассоциации «Независимый общественный
мониторинг» (НОМ) «Институционализация общественного контроля на российских
выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития», который подводит
итоги общественного контроля за выборами в Российской Федерации за последние
пять лет.
В докладе рассмотрены вопросы
становления и развития общественного наблюдения за выборами в России,
современного состояния и перспектив совершенствования механизмов общественного
контроля, особенности реализации механизмов общественного наблюдения в рамках
дистанционного электронного голосования, создание институтов общественного
контроля в новых субъектах Российской Федерации.
Эксперты Чувашии отмечают, что в докладе
отражены все процессы участия представителей института гражданского общества в
избирательном процессе.
Председатель
Общественной палаты Чувашии Ванифатий
Шайкин: «Общественная палата
Чувашской Республики имеет большой наработанный опыт в организации
общественного контроля и наблюдения на избирательных кампаниях. «За время
начала подготовки независимых наблюдателей, Общественной палатой Чувашии было
подготовлено и направлено на
избирательные участки порядка 20 тыс. независимых наблюдателей. Хочется
отметить, что направление общественного наблюдения на избирательных процессах
набирает большие обороты и желающих стать именно независимыми наблюдателями
растет. Это не может не радовать. Мы будем стараться улучшать процесс
проведения обучающих семинаров, а также усиливать навыки всех участников
мониторинга».
Заместитель Председателя Общественной палаты Чувашии Елена
Кузьмина отметила активную работу представителей
Адвокатской палаты Чувашской Республики. «За прошедшие 30
лет институт общественного контроля в России прошел колоссальный путь развития.
Установлена законодательная база, сформированы институциональные основы, создан
работоспособный механизм общественного наблюдения, доказавший свою
действенность. Для осуществления общественного наблюдения в Чувашии во всех
муниципалитетах республики функционируют Штабы
общественного наблюдения. В Чувашии Штабы работают по нескольким
направлениям, одна из которых – юридическая поддержка общественных
наблюдателей. Представители Адвокатской палаты Чувашской Республики неоднократно оказывают всем общественным наблюдателям
юридическую поддержку на всех избирательных участках и в течении всех дней
голосования совершают выезды на участки. Данная налаженная система работы позволяет
в полной мере защитить права всех участников избирательного процесса,
обеспечить его открытость и прозрачность».
Региональный координатор Ассоциации НОМ Ирина Иванова: «Благодаря активной работе Общественной палаты Чувашии и Ассоциации
«Независимый общественный мониторинг» стала возможность ранняя и масштабная
подготовка к организации наблюдения. Имеется большая база как теоретического,
так и практического материала. Из года в год направление по подготовке
общественных наблюдателей совершенствуется. И мы готовы к новшествам. Благодаря
активной и масштабной работе общественных наблюдателей на разных уровнях,
уровень доверия граждан к избирательному процессу повышается».
Руководитель экспертного клуба Чувашии Альберт Комахидзе отмечает, что в
республике имеется большой опыт по организации Центра общественного наблюдения
и работе штабов по мониторингу за голосованием. «В 2021 году на выборах депутатов Государственной Думы РФ в Чувашии функционировал
Центр общественного наблюдения, куда стекалась вся информация со всех участков.
Работали члены мониторинговой группы, которые имели прямую связь со всеми
общественными наблюдателями, которые находились на избирательных участках. О
каждом инциденте, в первую очередь, информация поступала именно в Центр
наблюдения. Здесь же принимались решения о дальнейших действиях. Хочется
отметить слаженную работу регионального пула экспертов. В Центре велась прямая
трансляция. и о каждом инциденте на участках давалась официальная, проверенная,
подтвержденная информация.
На
сегодняшний день в работе общественного наблюдения выстроена система,
включающая совместную деятельность экспертного сообщества, общественных объединений
и иных некоммерческих организаций. И
именно привлечение широкого пула экспертного сообщества позволяет обеспечивать
максимальную открытость избирательного процесса и является фактором
устойчивости избирательной системы»,- подчёркиваетруководитель экспертного клуба ЧувашииАльберт
Комахидзе
Член Общественной палаты Чувашской Республики Борис Корсунский: «Система
общественного контроля за выборными процессами в России не имеет мировых
аналогов по масштабам, вовлеченности различных институтов гражданского
общества. В Чувашии мы используем лучшие практики. Прозрачность и легитимность
выборов обеспечиваются участием общественных палат, экспертного сообщества,
правозащитников, общественных объединений в наблюдении. Каждый избиратель может
быть уверен, что его голос учтен за того кандидата, которого он выбрал. Таким
образом создается мотивация граждан принимать участие в выборах, а народу изъявлять
свою волю.
В
то же время мы видим, как растет уровень самоорганизации структур гражданского
общества под воздействием высокого уровня ответственности, возложенной на них.
Таким образом система общественного контроля развивается и совершенствуется в
своей деятельности».
Член Экспертного клуба Чувашской Республики Дмитрий Щепелев: «С интересом изучил доклад Ассоциации НОМ о результатах деятельности
института общественного наблюдения за пятилетний период. Главным плюсом считаю
то, что процесс становления системы общественного наблюдения за выборами
состоялся. И это факт, подтвержденный в ходе выборов последних лет. Новым
этапом развития общественного наблюдения, на мой взгляд, должны стать цифровые
форматы. Технологии не стоят на месте и предопределяют все большее смещение
электоральных процессов в цифру, развитие электронных форм голосования и
соответственно новых форм контроля за проведением выборов. Другим важным
факторов развития института общественного наблюдения должна стать системная
работа по подбору и подготовке общественных наблюдателей, повышения их
компетенций (в первую очередь правовых и цифровых). Не от случая к случаю
накануне очередных выборов, а на постоянной основе».
Член Общественной
палаты Чувашии Артем Йовенко: "Институт общественного контроля за
выборами относительно молодой, но за 5 лет успел показать себя очень
востребованным инструментом для всего общества в целом. Фактически общественные
наблюдатели стали гарантами прозрачности и легитимности проходящих
выборов.
Подобный элемент общественного контроля является очень важным элементом
демонстрирующим высокую зрелость политической системы, ее открытость и
демократичность. Фактически созданная система является квинтэссенцией
демократии и не имеет аналогов в мировой практике как по масштабам так и по
институционально-правовому оформлению общественного контроля за всей выборной
системой.
Безусловно по-прежнему есть куда стремиться и развиваться. Институту
общественного наблюдения за выборами нельзя останавливаться, ему всегда
необходимо совершенствоваться, как необходимо совершенствоваться всей
электоральной системе, но достигнутые результаты на данный момент считаю
впечатляющими и однозначно требующими распространение на предстоящие выборы в
новых субъектах Российской Федерации. Да, подобные системы не выстраиваются за
одну секунду, да - необходимо время, но к предстоящим выборам в этих субъектах
будет приковано пристальное внимание всего мира, и именно институт
общественного контроля за выборами, в очередной раз, должен показать и доказать
всему миру что выборы там пройдут максимально легитимно и прозрачно с
соблюдением всех норм закона".
Дискуссии о совершенствовании системы голосования
проходят на различных площадках. Среди основных предложений общественников, электоральных
экспертов и общественных наблюдателей -
это найти возможность материально поддержать питание, связь и проезд
общественных наблюдателей, а также рассмотреть возможность создания
единой информационной системы для наблюдателей на базе «золотого стандарта»
общественного наблюдения.