Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Торговки семечками могут торжествовать

Опубликовано Admin - Пт., 14/04/2006 - 20:00

7

Есть такая профессия — газеты продавать. Не очень популярная, как, скажем, деньги в банке пересчитывать. А в нашем городе того и гляди станет еще и редкой. Не оттого, что желающих поубавилось. А потому... Причины есть. На первый взгляд, объективные, а если призадуматься... 

Торговали на автостанции периодикой две предпринимательницы. Сначала им разрешили разместить свои лотки под крышей здания. Народ охотно раскупал печатную продукцию. Но в Москве грянули теракты. Началась антитеррористическая кампания, торговцев попросили освободить занимаемые площади: на автостанции и без того народу как в муравейнике, а тут еще газетные лотки создают пробки. Выход нашелся. Весь прошлый год палатки с печатной продукцией, словно приросшие к ограде рядом стоящей 14-й школы, приучали горожан и гостей к новому месту дислокации. Судьбу этих неприглядных палаток можно было предсказать. Предпринимательницам велели их свернуть, взамен позволили вновь перекочевать в здание автостанции, причем одной отвели место аж на втором этаже, куда “тропа” народная заросла давно и, кажется, навечно. Тогда женщина решилась на отчаянный шаг.
— Она снова развернула палатку на улице, — рассказывает продавщица Н.Силкина. — За самовольство ее
оштрафовали, дали срок неделю, чтобы распродать товар. Лавочку велели прикрыть. Постоянные клиенты расстроились. На все Ельниково газетных точек раз-два и обчелся. Теперь вот безработные. Хозяйка замужем, ей легче. А я одна воспитываю ребенка.
Жители Ельниковского микрорайона, действительно, по странному стечению обстоятельств обделены точками продажи печатной продукции. Единственный киоск и тот на отшибе — на Восточной.
Почему палатки убрали, понятно. С эстетической точки зрения — уродство, позапрошлый век. Другое поражает. Были предложения поставить на автостанции современный киоск, внешний вид которого не заставил бы новочебоксарцев краснеть перед приезжими. Просьбам не вняли. Не предусмотрены там газетные киоски, не вписываются, видимо, в архитектурный ансамбль. Зато очень “естественно” смотрится пивной ларек, которому место почему-то нашлось. Одно из двух: либо так низко оценили уровень тамошнего люда, либо приоритеты отдали пенному напитку.
Точек по продаже периодики стало меньше не только в Ельникове. Из 19 киосков “Роспечати” осталось 16. Остальные демонтировали. В Питере потребовалось вмешательство губернатора В.Матвиенко, чтобы киоски не убирали от станций метро. В Москве после терактов в 2004 году собрались было газетные ларьки в метро заменить на автоматы по продаже периодики. Денег не хватило. Прессу поддержал Юрий Лужков. Правительство Москвы решило даже расширить сеть газетных киосков.
Комитет по телекоммуникациям и СМИ столицы предложил норму: на 1000 жителей 10 квадратных метров торговой площади, как раз столько занимает современный павильон с комфортными условиями для продавца и его товара. Это европейская норма, где по одному киоску на каждую тысячу населения. В Польше, кстати, один на 500 человек, а в Финляндии и вовсе одна точка на 100. Сделаем ради любопытства несложные арифметические действия, имеющие отношение непосредственно к нашему городу. К упоминавшимся уже 16 киоскам добавим еще один — “Советской Чувашии”, что напротив “Атала”. Количество жителей разделим на полученное число. Выходит, на семь с хвостиком тысяч новочебоксарцев по торговой точке. Не маловато ли для города, который претендует на звание культурной Мекки республики?
Правда, есть еще частники, распространяющие периодику внутри крупных торговых предприятий. Но и их положению не позавидуешь. Б.Кузьменко несколько лет в газетном бизнесе. Говорит, что продажа изданий — хобби, которое помогло, когда остался без средств к существованию. Скоро у него истекает срок аренды пяти квадратных метров в магазине “У кольца”. На стекле киоска вывеска: “Продается”. По словам предпринимателя, хватило месяца, чтобы понять: торговать периодикой здесь себе в убыток. С одной стороны кафе, больше напоминающее забегаловку с соответствующим контингентом, с другой — салон игровых автоматов. “Не знаю, где были мои глаза”, — вздыхает предприниматель. Неприятное соседство — полбеды. Аренда точки обошлась почти в 5700 рублей. “На газетах примерно такую сумму можно заработать в месяц, если киоск раскрученный”, — признался Б.Кузьменко. Он собирается вернуться в “Орион”, где за аренду платит гораздо меньше и точка хорошо известна горожанам.
Предприниматель считает, что торговля изданиями внутри помещений более удобна для покупателей, чем уличная. Киоскеры придерживаются другой точки зрения. Оно и понятно — конкуренция, от которой горожане должны выиграть. Но любому ясно, что газетчикам не под силу тягаться с пивными и продуктовыми ларьками, которые намного рентабельнее.
У нас иронизируют над “символом” Новочебоксарска: молодыми людьми с бутылкой пива и сигаретой. Откуда взяться другому “символу”: горожанам на скамейке с газетами в руках? В Чебоксарах недостатка в киосках не чувствуется. У нас выбран иной путь: “очистить” улицы от продавцов периодики? Почему бы для начала не навести порядок в местах стихийных рынков, у того же ТД “Ельниково”, например...         
Мария СЕМЕНОВА.

От автора: прошу городскую администрацию считать публикацию запросом информации. 

Поиск

Счетчики