Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Солнце, море, хачапури...

Опубликовано Admin - Пн., 05/02/2007 - 21:00

5

Минувшей осенью удалось-таки выкроить две недели и наконец выбраться на юг. Желание  побывать на море возникло давно, и вот оно со­впало с возможностью. Изрядно прокрутив в руках глобус, выбор с компанией знакомых остановили на Абхазии.

Новоафонский монастырь.  

Великое множество турфирм назойливо предлагало свои услуги, да так, что дух захватывало. Однако хотелось “эксклюзива”, поэтому решили ехать дикарем, тем более многочисленные знакомые, уже отдыхавшие на Кавказе, в один голос твердили, что этот вариант наиболее практичный, и не только в финансовом плане.
Первое наше знакомство с гордым абхазским народом (точнее, с двумя весьма колоритными его представителями) состоялось, едва мы пересекли государственную границу, которая, к слову, проходит вдоль живописной речки Псоу. Молодые люди предложили за символическую плату отправиться в славный город Гагру на их замечательном автомобиле
ВАЗ-2106. Тот факт, что вместе с ними нас в автомобиле будет шестеро, предприимчивых горцев не смутил. В общем, в “резиновую” шестерку кое-как втиснулись. Все тридцать минут по дороге до места назначения мы, зажатые между  чемоданами, увлеченно слушали рассказы ребят об Абхазии в целом и Гагре в частности, о политической обстановке, о погоде, радовались, что похолодало до плюс 28 по Цельсию.
Здесь надо сделать лириче­ское отступление и объяснить читателям, почему Гагра, о Гагре, а не Гагры, о Гаграх, как мы привыкли слышать. Причина в том, что в свое время с легкой руки товарища Сталина Абхазия стала частью Грузии, что обострило  отношения двух народов. Дело после распада Союза дошло до переименований  городов, обо­значавшихся на советских картах на грузинский лад, и Гагры стали Гагрой, город Батуми на местных картах назван Батумом, Сухуми — столица непризнанной республики Абхазии — Сухумом.
Но вот приехали. Еще по дороге в город, поглядывая в окно автомобиля, мы не могли не заметить разруху, образовавшуюся во времена трехдневной грузино-абхаз­ской войны 1993 года. Восстанавливая мысленно дома и гостиницы, мы очень сожалели о том, что было утрачено. Но почему же курортный городок, причем пользующийся немалой популярно­стью, нельзя отстроить заново, тем более что в отсут­ствие притока денежных средств верится с трудом?
Море… Такого лазурного у нас в России я не видела нигде, хотя на морском побережье не впервые. Вода вдоль берега завораживала прозрачностью (метров на 5-6 в глубину). Почему-то сразу вспоминался пейзаж из рекламного ролика про шоколад “Баунти”. Гагрин­ский пляж отличается от рекламного лишь тем, что песка здесь нет, а только галька (сказывается близость гор). Вот ее-то хотелось привезти домой ведра два, настолько она была красива и разнообразна.
В общем, мы устроились. Как уже говорила, почти вся Гагра живет за счет отдыхающих. В поисках крова (а иногда и стоянки для авто) можно смело стучаться в любую дверь. Большинство местных домов имеет летние пристройки, рассчитанные на сдачу внаем. Естественно, чем дальше от пляжа, тем дешевле. Мы выбрали золотую середину: в 10 минутах ходьбы до моря.
В первый же вечер отправились на поиски местной кухни. Причем именно поиски, так как обошли, наверное, все побережье и все расположенные здесь кафе. Но основу меню в этих заведениях составляли блюда, известные нам с детства: жаркое, пельмени, салаты, котлеты и даже голубцы. Казалось, выбирай, чего душе угодно, а душа требовала экзотики. Един­ственное, что удалось найти из национального, это хачапури, да еще чачу — виноградную водку, в некоторых случаях больше напоминающую  дешевый самогон.
Попробовав экзотики, все дружно решили, что теперь хочется эстетики, а ведь ничто так не услаждает взор, как экскурсионный обзор мест­ных досто­примечательностей и заповедных мест. Оставалось выбрать маршрут. Поскольку мы уже были наслышаны об основных местах паломничества туристов, решили выбрать главное, то бишь Ново­афонский монастырь. За экскурсию в Новый Афон брали 700 рублей с человека, не считая питания. Поэтому, изучив карту, решили добираться своим ходом.
По большому счету, дорога в Абхазии одна, так как вся республика “ютится” на узкой полоске между морем и горным хребтом, и там, где он отступает от берега, располагаются города и села. Словом, проехать мимо Нового Афона было невозможно. И мы отважились. Рейсовый автобус Псоу (граница) — Сухум ждали два дня. Просто в первый день лопнуло терпение, и мы ушли на пляж. И в первый, и во второй  день очень донимали таксисты, которые за сомнительный комфорт езды на старом микроавтобусе запрашивали от 100 до 300 рублей с человека (очевидно, сумма зависела от настроения), в то время как на автобус билет стоил 40.
Дождавшись-таки автобуса, мы уехали и уже через час с хвостиком бродили по небольшому городку, основанному когда-то греками. Красиво. Поднялись на небольшое взгорье, где и расположен монастырь. Первое, что поразило взгляд, — это пальмы вокруг христианской святыни. Было немного странно. Мы примыкали то к одной экскурсионной группе, то к другой, которых, благо, немало, и обрывками слушали историю монастыря. Уже в самом соборе у нас едва не свело шеи, пока разглядывали многочисленные фрески на куполах, ведь, если верить преданию, на них изображены все православные святые.
Еще в этот день мы посетили водопады, келью-грот апостола Симеона и смотровую площадку. От спуска в пещеры пришлось отказаться, так как температура в них держалась около плюс 12, экскурсия длилась час, а теплых вещей у нас с собой, увы, не оказалось. Что ж, будет повод приехать еще раз.
Возвращались, переполненные эмоциями. До Гагры ехали в компании десяти грузинок, везших на границу фундук. Собственно говоря, на этих орехах и ехали — ими были забиты все сиденья старенького “Икаруса”. И опять мы вернулись к пляжу, солн­цу и хачапури. Подставляя южному солнышку попеременно то один бок, то другой, продолжали наблюдать за происходящим вокруг. Практически ежедневно на пляже появлялась бессменная троица парней с фотоаппаратом в сопровождении столь же бессменных зверюшек: полусонного попугая ары, крокодильчика сантиметров 40 с мордочкой, перемотанной скотчем, и веселой обезьянкой на поводке, от которой неумолимо разило пивом (не потому ли животное по­стоянно лезло обниматься к красным от солнца туристам?). Фото стоило 500 рублей. Глядя на эту картину, я испытывала чувство горькой жалости к зверькам.
За несколько дней мы избороздили весь город. Словно очумелые от жаркого солнца,  заглядывали за заборы и изгороди, рассматривая буйную южную растительность. Плющ на деревьях меня не особенно впечатлил, но вот серебристая традесканция, не всегда выживающая и в цветоч­ных горшках, а здесь запросто растущая вдоль изгороди, удивила. Эх, как-никак субтропики! Впервые видела, как растут киви и фейхоа. Вообще, природа завораживала, чест­ное слово!
Ехать обратно не хотелось. На вокзале сама себе напомнила сказочного Жихарку, которого Баба-яга так и не смогла засунуть в печь: я тоже была готова упираться у входа в вагон ногами и руками, но здравый смысл все же победил.
…Новочебоксарск встретил мелким дождиком и сильным ветром, словно корил за долгое отсут­ствие.
Ольга ПЕКАРСКАЯ.

Поиск

Счетчики