Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Укрощение строптивой... ценовой политики

Опубликовано Admin - Ср., 07/02/2007 - 21:00

8

Альбина Борисовна Васильева родом из села Абашева Чебоксарского района. Окончила экономический факультет Чувашского госуниверситета по специальности “менеджмент”, затем повысила квалификацию в Чебоксарском кооперативном институте по направлению “Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд”, стажировалась в университете в Вашинг­тоне. Работала ведущим экономистом Государственного комитета ЧР по ценам, начальником отдела Министер­ства экономиче­ского развития и торговли ЧР, заместителем министра. С 2004 года возглавляет Республикан­скую службу по тарифам.

— Альбина Борисовна, ваша служба, прямо скажем, не так популярна среди населения. Часто приходится “дер­жать оборону”?
— Это, действительно, так, поскольку наша служба устанавливает тарифы. Однако происходит это в соответствии с федеральным законодательством, экономически обоснованно. Стараемся принимать только взвешенные, справедливые решения. Понимаем, что цены в первую очередь касаются населения. Преж­де чем их повысить, проводим мониторинг, учитываем, как новые тарифы отразятся на семейном бюджете населения, на деятельности предприятий, предоставляющих услуги, ведь на них тоже работают люди, которым надо выплачивать заработную плату. Словом, приходится соблюдать баланс интересов.
— Какие услуги подлежат регулированию?
— Естественных монополий. С прошлого года контроль за регулированием цен в жилищно-коммунальном комплексе осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ) — она определяет предельные индексы изменения тарифов и для организаций, и для населения. Кстати, на 2007 год в республике максимальный рост цен на коммунальные услуги (электро-, водо‑, газо-, теплоснабжение, водоотведение) и жилищные (квартплата) не должен превышать 14 и 13 процентов соответственно. Ни в одном городе или районе республики темпы роста не выше предельных цифр. В Чебоксарах тарифы в среднем увеличились на 12,3 проц., в Новочебоксар­ске — на 12,4. В шести районах — не более чем на 10,5 проц.
Это самые низкие показатели в Приволжском федеральном округе. Для сравнения приведу пример. Плата за жилое помещение на 18 процентов увеличилась в Нижегород­ской области, на 16 в Мордовии, Ульяновской области, на 19 процентов за коммунальные услуги — в Ульяновской, Самар­ской областях.
— Чего ожидать в 2008 году?
— Сейчас как раз готовим проекты решений. Данную информацию должны предоставить в ФСТ до апреля. Думаю, резкого скачка цен не будет.
— Регулирует ли Республиканская служба цены на хлеб? Они, хоть и не так заметно, тоже растут. Очередное повышение произошло буквально на днях.
— Прямого государственного регулирования не происходит. А вот косвенное — да. Определяем коэффициент соотношения между ценами на продукцию и сырье. Причем отслеживаем это ежеквартально. Цены на хлеб зависят в большей степени не от услуг есте­ственных монополий — доля затрат на их оплату небольшая. Погоду делает зерновой рынок. Безусловно, коррективы вносят и инфляционные процессы, и многие другие экономические факторы.
— Какие организации подконтрольны вашей службе?
— Мы вправе проверять все хозяйствующие субъекты, занимающиеся продажей товаров и оказанием услуг, на которые распространяется государственное регулирование. Например, предприятия торговли, ЖКХ, аптеки — насколько они правильно формируют цены при реализации детского питания, хлеба, лекарственных препаратов, оказании коммунальных услуг.
— Нарушения выявляете?
— В течение 2006 года проверена деятельность 99 хозяй­ствующих субъектов на предмет правильности применения ими утвержденных цен и тарифов. В 21 организации выявлены нарушения. Привлечены  к административной ответственности четыре руководителя, на каждого наложен штраф по 4000 рублей.
— Наверняка в Республиканскую службу по тарифам обращаются граждане. Какие вопросы чаще всего задают?
— Да, они пишут письма, звонят, обращаются через сайт. Ни один вопрос не остается без ответа. В прошлом году мы рассмотрели 42 обращения граждан республики. Всем дали письменные разъяснения.
 Недавно в общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе состоялась совместная “горячая” линия по вопросам повышения размера платы граждан за жилье и коммунальные услуги. Люди спрашивали, в чем причины роста тарифов, почему, например, услуги дорожают, а их качество не улучшается. Складывается впечатление, что граждане не знают своих прав. Недостаточно им разъясняют, что если предоставляемые услуги ЖКХ не соответ­ствуют нормативным качествам, то предприятия жилищно-коммунального комплекса обязаны снизить плату и сделать перерасчет.
— Альбина Борисовна, а вообще, у нас ценовая политика прозрачная?
— Ее принципы определяются федеральным законодательством. Однозначно, все решения, принимаемые в Чувашии по вопросам государ­ственного регулирования цен, нацелены на соблюдение экономических интересов и производителей, и потребителей. Информация о ценах на регулируемые нами услуги доступна всем потребителям. 
Еще в 2001 году, когда я работала в Минэкономразвития, в рамках реформирования общественных финансов с моим участием был разработан  проект Закона ЧР “О порядке государственного регулирования цен и тарифов”, который был принят Госсоветом. Сейчас он значительно дополнен. Кстати, ни один субъект России подобного закона не имеет.
— Как долго государ­ство будет еще регулировать цены, ведь не секрет, что свободный рынок постепенно расширяется, и он диктует свои правила?
— Как недавно пояснил Президент РФ В.Путин, государ­ственное регулирование тарифов для населения продолжится и после 2011 года.
— Что интересного почерпнули на стажировке в США?
— Мне довелось побывать в Вашингтоне с десятидневным визитом в рамках программы “Открытый мир”, выдержав конкурсный отбор. Стажировка проходила в центре по изучению транснациональной преступности и коррупции при американ­ском университете. Вопросы ценовой политики, конечно, напрямую не рассматривали. Но когда знакомились с принципами формирования бюджетов штатов, косвенно затрагивали и цены. Интересным показалось то, как в некоторых штатах решают вопросы развития город­ского хозяйства. Например, в каком-то городе надо построить дорогу. Изучив мнение жителей, вводят налог с продаж. Все собранные день­ги целевым назначением направляют только на обустройство дороги. После того, как ее сдадут в эксплуатацию, налог отменяют.
— Альбина Борисовна, как строите отношения с подчиненными?
— Все специалисты, их в службе 17, это отдельные личности. Стараюсь подходить к каждому индивидуально. Считаю, и строгость необходима, но в пределах  разумного. Делаем  общее дело — работаем на государ­ство. Ответственными должны быть все.
— Продолжите фразу: “Счастье для меня — это...”.
— ...когда все мои родные и знакомые живы и здоровы, когда утром,  поднимаясь с постели, с желанием иду на работу, а вечером после трудового дня хочется возвращаться домой к близким мне людям.
— Балуете их, к примеру, изысканными блюдами?
— В праздники — да. У меня большая родня: четыре сестры, у всех семьи, дети. Да плюс свои чада, есть внуки. А в будни предпочитаем простую еду. Она полезнее всяких изысков. Любим солянку, блюда из рыбы, овощей, которые выращиваем сами.
Галина МИРОНОВА.

Поиск

Счетчики