Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Как принимали Конституцию России

Опубликовано Admin - Ср., 12/12/2018 - 00:00

0

Накануне 25-летнего юбилея принятия Конституции Российской Федерации мне как журналисту удалось встретиться с Николаем Мальчугиным, одним из авторов разработки Основного закона нашего государства, ветераном прокуратуры, прокурором Новочебоксарска с 1992‑го по 2002 годы.

 

Необходимость появления нового Основного закона в России признали в середине 1990 года, и началась планомерная работа по подготовке редакции новой Конституции. Но из-за разногласий между исполнительной и законодательной властью России: с одной стороны — Президент Борис Ельцин и Совет Министров, с другой — Верховный Совет, большая часть народных депутатов во главе с Русланом Хасбулатовым, а также вице-президентом Александром Руцким, ни в 1992 году, ни в начале 1993-го новую Конституцию принять не удалось.
В 1993 году после расстрела здания Верховного Совета Президент Российской Федерации Борис Ельцин взял всю власть на себя, и были возобновлены работы по принятию Основного закона страны. Указом Президента РФ было создано Конституционное совещание, в состав которого должны были войти от каждого субъекта России руководители исполнительной, законодательной власти и избранный ими представитель.
Поскольку Николай Мальчугин тогда являлся председателем комитета по законодательству, законности и правопорядку Верховного Совета Чувашской Республики, от представительной власти Чувашии делегировали его, от исполнительной власти — заместителя председателя Кабинета Министров ЧР Владимира Мидукова, а в качестве консультанта-представителя был приглашен М.Тимофеев из аппарата Верховного Совета Чувашской Республики.
В ходе разработки Основного закона Российской Федерации перед членами Конституционного совещания встали главные вопросы: Какой будет Россия — парламентская или президентская республика? Какой должна быть структура власти? Какова должна быть роль Президента?
В ходе обсуждения преимущество получило мнение президентского устройства России, при которой Президент являлся гарантом соблюдения Конституции и руководителем исполнительной власти. Представительная власть России впредь должна была осуществляться Государственным Федеральным собранием в лице Государственной Думы и Совета Федерации. Третьей властью была признана судебная власть в лице Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Особый спор вызвал вопрос о роли органов прокуратуры России. По одной из концепций, прокуратура должна была существовать по американскому принципу — в составе министерства юстиции при исполнительной власти. Дебаты по этому вопросу шли в течение целого дня.
Николаю Мальчугину самому пришлось выступить по данному вопросу как представителю прокуратуры Российской Федерации. По его убеждению, для нашей многонациональной страны с ее многолетними традициями со времен Петра I американский вариант не подходил, прокуратура всегда была органом надзора за исполнением законов на территории России и не дублировала роль Конституционного суда.
По результатам дебатов была введена Конституция Российской Федерации, в которой статья 124 закрепила роль прокуратуры страны как органа по надзору за исполнением законодательства России.
Правильность принятого решения показала жизнь. Прокуратура отслеживает закрепленные Конституцией Российской Федерации законные права и интересы граждан.
 

 

Юрий МИХАЙЛОВ, старший помощник прокурора Новочебоксарска

Похожие статьи

Поиск

Счетчики