Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Кристина Майнина: Чувашии предстоят резкие изменения в сфере высоких технологий

Опубликовано Admin - Сб., 06/03/2021 - 03:30

0

2 марта министр цифрового развития Чувашии Кристина Майнина в редакции газеты “Грани” встретилась с коллективом издания. Помимо тем, непосредственно связанных с проектами издательского дома, были затронуты и вопросы цифровизации различных сфер деятельности в Чувашии. В частности, министр обозначила локальные и глобальные задачи, стоящие перед ведомством, отметила ряд направлений, где достигнуты успехи, и те, что  нуждаются в “докрутке”.


Заложить фундамент

— Вы не первый год занимаетесь цифровой трансформацией на уровне субъекта Федерации. Чем предыдущая работа в Коми отличается от вашей деятельности в Чувашии?

— Проекты, которые реализуются в регионах с подачи федеральных органов власти, практически идентичны во всех субъектах Федерации. Мне было легко сразу войти в курс дела. Но есть один момент: наработки, которые я реализовала в Коми, нельзя было внедрить, минуя Минцифры региона, а в Чувашии я обнаружила разрозненность дей­ствий. Каждый орган власти что-то реализовывал, а профильное министерство знало далеко не обо всем. Моя задача — собрать все проекты, заплести их “в одну косу”, направить в одно русло.

Дело еще и в том, что в министерствах не было единого понимания, куда двигаться. Конечно, видны исключения — те ведомства, где есть сильные специалисты в области цифровизации. Например, в Минздраве Чувашии достаточно сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями в цифровой сфере. Неслучайно республика в 2020 году заняла четвертое место по России в рейтинге цифровой зрелости здравоохранения. Но есть и те министерства и органы власти, где нужно многое доработать.

— Все-таки в Чувашии цели более масштабные?

— С одной стороны, мне проще работать здесь, ведь достаточное количество проектов, которые в Чувашии еще не запущены, я внедрила в Коми. Потому мне понятно, какой шаг первый, что делать потом, есть видение будущего. С другой стороны, здесь сложнее. За короткий период необходимо встроиться в федеральные проекты, которые уже работают во многих регионах. А зачастую не хватает фундамента, в частности платформенных решений. Так что задачи в Чувашии, пожалуй, более масштабные.


По единым правилам

— Задачи на 2021 год полностью определены?

— Да. Это координация всех функций, касающихся “цифры”. Должна быть создана единая ИТ-инфраструктура. Все предпосылки для этого есть: создан республиканский ЦОД, есть своя корпоративная сеть передачи данных. При этом необходимо исключить “вольность” в выборе программного обеспечения тем или иным ведомством. ПО должно быть единым и функционировать по одним правилам. Потому сейчас важная задача — сделать Центр информационных технологий сильным, пригласить квалифицированные кадры, увеличить размер оплаты их труда. В этом отношении есть поддержка Главы Чувашии Олега Николаева, Кабмина республики.

— Вы удовлетворены работой Центра управления регионом?

— Да, вполне. ЦУР в Чувашии очень контактный. С руководителем Центра Татьяной Немцевой у нас одинаковое понимание того, куда нужно двигаться. Несмотря на то что они находятся под управлением федеральной структуры АНО “Диалог”, ЦУР живет проблемами региона, пытается помочь в их решении. Будем развиваться в одном направлении, используя их опыт в работе с обращениями граждан в соцсетях. Они только рады сотрудничеству с Минцифры Чувашии. 


Чат-боты нужны самим

— Государство сможет в одиночку решить все задачи цифровизации или без частных компаний не получится?

— Что касается частных ИТ-компаний, очень приятно, что в Чувашии много серьезных игроков. Отказываться от их услуг не имеет смысла. Они уже показали себя, в частности, как разработчики отличных платформенных решений в сфере управления имуществом, здравоохранения, ЖКХ.

Есть и другое направление работы с частными подрядчиками — привлечение стартапов. Пусть даже у них немного внедренческих решений, но я, встречаясь с ними, вижу, что у ребят глаза горят. Недавно общалась с молодой компанией, которая занимается чат-ботами, математической лингвистикой, голосовыми помощниками, искусственным интеллектом. Представляете, в их офисе в Чебоксарах уже работают 60 человек! Делают продукты для всей страны, крупных компаний. Вот и вопрос: почему их чат-ботов покупают в Москве, а не на родине? Я, конечно же, сразу предложила поработать, будем запускать совместный проект. Это очень перспективно. (Подробнее — в материале “Чат-бот отправит за парту” в № 14 газеты “Грани” за 3 марта.)

Хотя нужна и внутренняя разработка, например создание сайтов. Если у наших сотрудников есть такие компетенции, зачем заказывать веб-разработку на стороне? Необходимо наращивать и внутренний опыт.


Иногда проще встроиться

— Буквально на днях закрылся портал ЖКХ Чувашской Республики. ГИС “ЖКХ” в состоянии его заменить?

— Государственные информационные системы создаются по определенным правилам, всегда есть функциональный заказчик, который понимает выгоду и преимущество от автоматизации того или иного процесса и владеет всеми данными. С порталом ЖКХ оказалось все запутанно. С одной стороны, это  удобная система, с другой, она не имела “хозяина”. ГИС “ЖКХ” предоставляет больший функционал и постоянно развивается, там представлены все управляющие компании. И юридический статус оператора понятен. Я не говорю, что портал ЖКХ был плох, просто всё нужно делать по закону. Если в регионе есть уникальный продукт, это хорошо, но не вижу смысла в дублировании функций.

Например, недавно в Чувашии прошла “Цифровая прокачка” спорта и физической культуры. Там рассказали, что на федеральном уровне предлагается сделать единую платформу с региональным компонентом для того, чтобы все занимающиеся спортом смогли узнать, где что проходит, записаться в кружки, секции и даже подать заявление на присвоение спортивных званий. Это же очень удобно. Не всегда нужно стремиться к какой-то уникальности цифрового решения, порой проще интегрироваться в существующую систему, которая работает, приносит ощутимую пользу. 


Бесконечное развитие

— Бюджет, выделяемый на реализацию государственных ИТ-проектов в Чувашии, достаточен?

— Дело не только в деньгах. Еще раз отмечу, что присут­ствует разрозненность подходов к цифровизации. А должен быть единый центр принятия решений. Допустим, госоргану выделили какой-то бюджет на закупку оборудования, увеличение мощностей дата-центра. Но что это за оборудование, для чего оно нужно, может, в нем и необходимости нет — возникают вопросы. Как и по данным. Как они собираются, почему просто хранятся зачастую без обработки, что с ними делать дальше? Вот это и нужно совместно настроить. Все действия должны приносить пользу жителям Чувашии.

— Наступит ли то время, когда можно будет сказать: “Всё, цифровизация завершена”?

— Нет, конечно. Сфера цифровых технологий развивается гигантскими темпами. На смену одним формациям приходят другие. Потому важно быть в тренде, использовать продвинутые продукты, более удобные и востребованные.


Наша справка

Кристина Андреевна Майнина министр цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.

В 2008 году окончила  Сыктывкарский государственный университет по специальности “Маркетинг”, в 2017 году — тот же вуз по специальности “Прикладная информатика”.

С 2012 по 2016 годы — главный специалист-эксперт, начальник отдела организации эксплуатации и мониторинга Комитета информатизации и связи Республики Коми (переименован в Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми).

С 2016 по 2020 годы — заместитель начальника Управления массовых коммуникаций, информатизации и связи, начальник Управления цифрового развития, связи и рекламы Администрации Главы Республики Коми.

Указом Главы Чувашской Республики Олега Николаева от 11 января 2021 года назначена исполняющим обязанности министра цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, с 1 февраля 2021 года — министр.




Похожие статьи

Поиск

Счетчики