Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Первая женщина во главе Академии наук

Опубликовано sergey - Пн., 26/03/2012 - 16:32

0

Колесо фортуны Дашковой
28 марта 1743 года, 269 лет назад, родилась Екатерина Дашкова (в девичестве Воронцова), видный русский политический и литературный деятель, писательница.
Она была крестницей императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Петра Федоровича. Рано лишившись матери, воспитывалась в доме дяди — государственного канцлера М.Воронцова. После замужества жила в Москве, а по возвращении в Санкт-Петербург стала бывать при дворе великого князя и его супруги. Сблизилась с Екатериной Алексеевной, в том числе на почве интереса к литературе.
Петр III лелеял планы удалить законную супругу в монастырь и жениться на фаворитке Елизавете Воронцовой, сестре Дашковой. Однако Екатерина Романовна решила возвыситься другим путем и приняла участие в подготовке знаменитого дворцового переворота 9 июля 1762 года.
Не последнюю роль сыграли ее усилия в привлечении в ряды заговорщиков таких видных представителей сановников и аристократии, как графы Н.Панин и К.Разумовский, И.Бецкой, Г.Теплов, князь Ф.Барятинский. 19-летняя Дашкова наивно полагала, что императрица обязана ей престолом, и ожидала исключительной благодарности.
Н.Дубов с иронией описал это в романе “Колесо Фортуны”: “Обескуражена и раздосадована только воинственная княгинюшка Дашкова. Не только оттого, что никакой баталии не произошло и ей не довелось сыграть роль русской Жанны д’Арк, но и потому, что она приготовилась к роли наперсницы и наставницы императрицы, однако сразу же после победы обнаружилось, что императрица предпочитает не наперсниц, а наперсников, такой наперсник давно есть, и не кто иной, как худородный Григорий Орлов, наставницы же не нужны ей вовсе”.
В отношениях императрицы и подопечной наступило охлаждение, и после смерти мужа (1764) Дашкова уехала сначала в подмосковную деревню, затем путешествовала по России и Европе (с 1769-го), где приобрела славу просвещенной женщины. Посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. Встречалась с Дидро, Вольтером, Смитом. Позже снова надол­го уехала за границу (1775-1782) на время обучения сына в Эдинбургском университете.
В 1782 году Дашкова вернулась в Россию и снова вошла в круг близких императрице людей: Екатерине II нравились литературный вкус Дашковой и желание княгини возвести в ранг великих литературных языков Европы русский. В 1783 году Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук (указом императрицы была назначена директором Петербургской академии наук при президентстве графа К.Разумовского).
После воцарения Павла I Дашкова была выслана в имение Коротово Новгородской губернии. В 1801-м получила от Александра I предложение вновь возглавить академию, но отказалась. Скончалась в 1810 году в Москве.
В ее мемуарах, впервые изданных в Лондоне (1840), содержатся ценные сведения о правлении Петра III и воцарении Екатерины II.
Через 65 лет после Шанхая
Всего 65 лет отделяют строительство первой в мире городской троллейбусной системы от пуска троллейбуса в Новочебоксарске.
Троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, и вскоре компания Siemens&Halske построила в предместье Берлина Галензе экспериментальную линию протяженностью 540 метров, действовавшую с апреля по июнь 1882 года. Электросъем осуществлялся 8-колесной тележкой, которая катилась по двум параллельным контактным проводам.
Тогда же в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал токоприемник в виде штанги с роликом на конце. Более надежный штанговый токоприемник, изобретенный в 1888 году для трамвая, на троллейбус установил Макс Шиманн (1909) — его система с многочисленными усовершенствованиями используется до сих пор.
В России инженер В.Шуберский предложил глубоко проработанный проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум в 1904-1905 годах, но дело не сдвинулось с мертвой точки (нечто подобное давно обсуждается и в нашей республике).
Впервые городская троллейбусная система появилась в Шанхае (1914), затем в Филадельфии (1923) и Веллингтоне (1924), а в СССР — в Москве (1933). Первыми советскими троллейбусами стали машины ЛК-1, названные в честь Лазаря Кагановича. В настоящее время в мире насчитывается 314 городов с троллейбусным сообщением (в России больше всех — 86).
Открытие троллейбусного движения в нашем городе состоялось 2 ноября 1979 года. Длина первого маршрута, соединившего город с пром­зоной, составляла 12,4 километра. Новочебоксарск стал вторым городом с троллейбусным сообщением в республике и 102-м в СССР.

Для знатоков “Граней”

На вопросы третьей недели марта правильно ответили пенсионеры М.Архипова, Ю.Ершов, И.Ильин, В.Петров, З.Сметанина; преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов; домохозяйка Н.Леушина:
а) живой товар, согласно пословице с упоминанием старинной русской монеты, стоящий в 400 раз дешевле, чем его перевозка морским путем, — телушка (“за морем телушка полушка, да рубль перевоз”);
б) из перечисленных князей для Новочебоксарска выделяется Владимир Святославич — ему ­установлен памятник на Соборной площади, его именем назван храм.
Вопросы четвертой недели марта:
1. Какое нововведение, до недавнего времени приписывавшееся Н.Карамзину, предложила Е.Дашкова для русской азбуки?
2. Какой проект, напоминающий об идее В.Шуберского, до сих пор не осуществлен с троллейбусными маршрутами Новочебоксарска?

Ответы принимаются в четверг, 29 марта, по телефону 48-02-24 с 12.00 до 13.00; или до указанного времени отправляются по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.

Татьяна Просвирнова

Похожие статьи

Поиск

Счетчики