Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Подснежник среди бури

Опубликовано Admin - Вт., 10/11/2009 - 03:00

3

Многие чебоксарцы (что уж тут говорить о жителях других населенных пунктов республики) не подо­зревают, что находящееся в центре исторической части города, на заливе, белоснежное двухэтажное кирпичное здание с ажурным крылечком хранит в себе частичку истории чуваш­ского народа. Здесь очень недолго, чуть больше двух месяцев, в 20-е годы прошлого столетия работал “мильона чувашей певец” Михаил Сеспель.

За свою короткую — 22 года — жизнь он успел очень многое. Создал вошедшие в золотой фонд чувашской литературы произведения, реформировал чувашское стихосложение, занимал ответственные государ­ственные должности: в 1919-1920 годах был следователем Тетюшской судебно-след­ственной комиссии, председателем Ревтрибунала и заведующим отделом юстиции Чуваш­ской автономной области (по сегодняшним меркам, можно сказать, министром юстиции). В 1922 году работал в Остерском уездном земельном отделе Черниговщины и в комиссии помощи голодающим Поволжья.

Без перечисленных вех биографии “предвестника Весны Человечества” (так себя назвал Михаил Сеспель в начале творческого пути) не обойтись. Но не только о его революционной деятельности расскажут вам в миниатюрном, из двух комнат, теплом, уютном музее. “Мы будем говорить о душевном состоянии поэта и его любви к Анастасии Червяковой”, — сразу же настраивает экскурсантов (первыми в этот день оказались студенты Чувашского государ­ственного института культуры и искусств) на соответствующую волну заведующая музеем Антонина Андреева.
И приступает к рассказу о трагической судьбе деревен­ского парня из глубинки Чувашии, больного костным туберкулезом, в одиннадцатилетнем возрасте оставшегося без отца, преданного (так долго ему казалось) матерью и на свою беду безответно полюбившего замужнюю женщину... Анастасия Червякова. О ней он будет грезить всю недолгую жизнь. Она же, тщательно скрывавшая свое истинное отношение к чувашскому поэту, все-таки откроется ему, но слишком поздно. Пять писем, наполненных неж­ностью и любовью, не дойдут до адресата: Сеспеля уже не будет в живых...
А незадолго до кончины он просил “милую Нусю” уничтожить все его послания к ней. К счастью, Анастасия пошла против воли дорогого ей человека, и сегодня мы имеем возможность вчитаться в строки 99 писем поэ­та. Они чуть ли не един­ственные экспонаты музея, сохранившиеся с начала прошлого века, помнящие прикосновение рук двух любящих людей. Правда, их с некоторыми оговорками можно назвать подлинниками — настоящие хранятся в Чувашском государственном институте гуманитарных наук.
“Почти все музейные экспонаты — более 90 процентов — из коллекции Петра Николаевича Чичканова, — рассказала нам Антонина Васильевна. — Уроженец Канашского района, он с 1950 года работал главным художником журнала “Украина” и более полувека собирал материалы, связанные с именем чувашского поэта, посетил все места, где бывал Сеспель.
Сначала наш земляк подарил музею два чемодана документов, а за полтора года до своей смерти (умер в январе 2008-го в Киеве. — Авт.) — целую машину. Подснежнику (так с чувашского языка переводится сеспель) была посвящена вся жизнь Чичканова. Он первым создал художественный образ поэта, написал и выпустил три книги о нем”.
В экспозиции представлены произведения Сеспеля на чувашском, русском и украин­ском языках, литература о жизни и творчестве поэта, ксерокопии рукописей, фотография Анастасии Червяковой, картины П.Чичканова, П.Сизова, В.Григорьева, В.Панина, скульп­тура Ф.Мадурова, первые герб и флаг Чувашии. Есть в ней и рисунки самого Михаила Сеспеля, страстно мечтавшего о стезе художника и даже три месяца проучившегося в художественной школе Киева.
Одну из стен музея занимает огромных размеров снимок — уникальная фотопанорама исторической части Чебоксар, попавшей в зону затопления. Михаил Сеспель запечатлен на нем среди горожан. Это единственная фотография чебоксарского периода жизни поэта.
Почти час студенты института культуры внимали рассказу Антонины Андреевой. Она готова была говорить и дольше, ей не привыкать: иногда экскурсия продолжается и три часа. Но парни и девушки торопились на занятия.
Они еще не успели уйти, а музей встречал уже следующую группу — школьников из Марпосадского района. И так до вечера...

Похожие статьи

Поиск

Счетчики