Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Тот самый МиГ

Опубликовано Admin - Сб., 27/04/2024 - 07:00

0

В этом году столица Чувашии отметит 555-летие. Планируется, что на концерте в честь Дня города 18 августа выступит популярный певец Shaman. И вероятно, поздравить чебоксарцев и гостей города по приглашению Главы Чувашии прилетит пилотажная авиагруппа “Стрижи”. Опытные летчики в республике не впервые. В состав группы входят семь пилотов, которые дают шоу мирового уровня на высокоманевренных истребителях МиГ‑29. Об этих самолетах, гордости отечественного авиастроения, мы и поговорим сегодня. Конечно же, о “Стрижах” тоже.


Сложно поверить, но свой первый полет МиГ‑29 совершил 46 лет назад. Сверхманевренный, надежный, легкий, отлично вооруженный, он считается одним из лучших представителей четвертого поколения авиатехники в мире. На Западе МиГ‑29 прозвали Fulcrum, что с английского переводится как “точка опоры”.


Два вместо одного

Задумываться о создании нового, четвертого, поколения истребителей в СССР начали в конце 1960-х годов. Эти самолеты должны были составить достойную смену представителям третьего поколения, флагманами которого были МиГ-23 и Су-15.

Проект под условным названием “Перспективный фронтовой истребитель” в 1971 году обозначил основные требования к новой машине. Среди необходимых условий — отличная маневренность, новый комплекс бортового оборудования и вооружения. С такими характеристиками перспективный истребитель должен был обладать преимуществами в ближнем маневренном воздушном бою, уметь перехватывать дальние цели, быть способным оказать противодействие сред­ствам воздушной разведки.

Сразу в нескольких конструкторских бюро страны стартовали работы над новой машиной. Однако самые интересные проекты предложили “МиГ” и “Сухой”. В итоге было решено разделить программу “Перспективный фронтовой истребитель” на две части: так в мировой авиации появились тяжелый истребитель Су‑27 и легкий фронтовой МиГ‑29.

Первый опытный МиГ‑29 поднялся в небо 6 октября 1977 года под управлением летчика-испытателя Александра Федотова. А вооружаться отечественные ВВС этими истребителями стали в 1983-м. Машины почти сразу начали активно поставляться за рубеж. Кстати, МиГ‑29 стал первым отечественным истребителем четвертого поколения, который пошел на экспорт. На протяжении многих лет самолет оставался популярным среди иностранных заказчиков. И в наши дни сотни МиГ‑29 несут службу в 30 странах мира.


Самолет-новатор

Истребитель стал первым по многим параметрам. В первую очередь это внешний облик. Изначально машины имели традиционную аэродинамическую схему. Но уже к середине 1970-х МиГ‑29 получил плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Это произошло впервые в истории отечественного авиастроения. Новая интегральная компоновка стала отличительной чертой для всего четвертого поколения отече­ственной боевой авиации. Такая конструкция предоставляла самолету более высокую подъемную силу.

За непревзойденную вертикальную маневренность отвечают и два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33. Благодаря такой силовой установке МиГ‑29 может набирать высоту почти вертикально, устремляясь в небо наподобие ракеты.

Специально для отечественных истребителей четвертого поколения было создано новое вооружение: ракеты ближнего боя Р-73 с тепловой головкой самонаведения. Способная поразить даже сильно маневрирующую цель, она и сегодня считается одной из лучших в своем классе.

Пожалуй, наиболее значимым достижением первых отечественных истребителей четвертого поколения стала система управления вооружением (СУВ). Впервые в мировой авиации она включала помимо традиционной бортовой радиолокационной станции оптико-локационную и нашлемную системы целеуказания.

Это сейчас на каждом боевом самолете действует единый “мозг”: радиолокационная и оптико-локационная системы, интегрированные в один комплекс. В те же годы этого не было ни на одном истребителе как за рубежом, так и в СССР. И вот в 1970-х в состав СУВ отечественных истребителей четвертого поколения МиГ‑29 и Су-27 впервые были включены квантовые оптико-локационные станции. Этот стеклянный “шарик” перед фонарем кабины летчика — гениальное изобретение отечественной авиации. Наши конструкторы, создав интегрированную систему управления вооружением, опередили всех практически на 20 лет.

В СУВ нового поколения, кроме оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций, входила также нашлемная система, которая позволяла летчику направлять ракеты на цель простым поворотом головы.


Лучший не только в бою

Сверхманевренность МиГ‑29 позволила ему не только стать лучшим самолетом для ближнего боя, но и устраивать феерию на мировых авиашоу. Фигуры высшего пилотажа в исполнении МиГ‑29 впервые планета увидела на авиасалоне в Фарнборо в Великобритании в 1988 году, через год их показали во французском Ле-Бурже. Кстати, и здесь “двадцать девятый” стал первым, ведь до того отечественные боевые самолеты на международных авиашоу никогда не демонстрировали.

К международному дебюту летчики подошли со всей серьезностью, не забыв и про имиджевую сторону. Для МиГ‑29 придумали оригинальную раскраску: белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам проходили синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились черные стрижи на красном фоне. Так в историю вошла одна из самых знаменитых групп высшего пилотажа — те самые “Стрижи”.

В 2003 году самолеты авиагруппы приобрели новую схему окраски. Машины получили красно-белую “форму”, а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. Впервые в новом облике “миги” продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия 234-го гвардейского истребительного авиационного полка. Этот день запомнился еще одним историческим событием — первым публичным выступлением с пилотажной группой “Русские витязи” на Су-27.

Буквально через год в Жуков­ском “Стрижи” и “Русские витязи” впервые показали знаменитый “кубинский бриллиант”, состоящий из двух ярких отечественных истребителей — МиГ‑29 и Су-27.


Полшага до пятого поколения

В 2007 году начались испытания корабельных истребителей МиГ‑29К/КУБ, положивших начало новому поколению модификаций МиГ‑29, которое включает также МиГ‑29М/М2. Эти истребители в плане оборудования и вооружения находятся в шаге от пятого поколения и относятся к так называемому поколению “4+” и даже “4++”.

Бортовое оборудование этих машин включает передовые, иногда не имеющие аналогов в мире радиолокационные и оптико-электронные системы. Кроме того, если раньше МиГ‑29 был вооружен только двумя типами ракет “воздух-воздух”, то теперь в арсенале “наследников” почти все виды высокоточного оружия для поражения воздушных, наземных и морских целей.

Уникальная аэродинамическая компоновка МиГ‑29 стала основой для создания самолета с принципиально новыми возможностями — многофункционального авиационного комплекса МиГ-35. Этот самолет был разработан с учетом опыта эксплуатации МиГ‑29 в различных климатических условиях и опыта его боевого применения в горячих точках. Он создавался для работы в условиях плотного действия ПВО противника с возможностью базирования вблизи линии боевого соприкосновения.

Среди отличительных характеристик МиГ-35 — пониженная радиолокационная заметность, повышенные срок службы, ресурс самолета и двигателей, открытая архитектура бортового оборудования. При этом стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с предшественником.

Что же касается МиГ‑29, он, несомненно, выполнил свою миссию. Самолет стал не только первым массовым истребителем четвертого поколения в отечественных ВВС, но и заложил хороший фундамент для будущих разработок. При этом сам “двадцать девятый” не собирается уходить на покой. Спустя 46 лет после первого полета он продолжает нести службу по всему миру.



Поиск

Счетчики