Новое на сайте  |  Новости  |  Свежий выпуск  |  Блоги  |  Форум  |  Вход 

Музей Чапаева в Чебоксарах: что нового и необычного появилось после реконструкции

Опубликовано Admin - Вт., 15/02/2022 - 22:33

0

К 135-летию со дня рождения легендарного начдива Красной армии в Чебоксарах после реконструкции открылся музей Василия Чапаева. Как сообщалось, его уникальность заключается в сочетании традиций и инновационных технологий. Может ли быть исторический музей современным и чем он интересен молодежи? С такими вопросами я и отправилась в обновленный музей Чапаева.


Путешествие во времени отменяется

Как только переступаешь порог музея, ты не попадаешь в прошлое: современный интерьер, планшеты, мультимедийные проекторы… Всё это помогает тебе ощущать связь с реальным временем, но с другой стороны заставляет задуматься: как к данным историческим событиям относишься ты, человек XXI века?

Оказавшись в первом зале, невольно бросаешь взгляд на новую красочную диораму — ландшафтный макет Чебоксар конца XIX — начала XX веков. Интересен он тем, что все места, которые связаны с жизнью Чапаева, можно найти, нажав на специальные кнопочки, и внимательно их рассмотреть: дом, где он родился и провел детские годы, Вознесенская церковь, где его крестили, речной порт, где работали его дед и отец, кинотеатр “Родина” — место показа фильма “Чапаев”, снятого в 1934 году.

Главный зал разделен на две основные части: первая посвящена периоду Первой мировой войны, началу Гражданской войны, вторая — Гражданской войне, гибели Чапаева, боевому пути Чапаевской дивизии. “Первый раздел раньше ограничивался буквально одной витриной. Сейчас мы его расширили. Показываем Василия Ивановича не только как революционера и отважного бойца Красной армии, но и как бравого солдата периода Первой мировой вой­ны”, — рассказала директор Чувашского национального музея Ирина МЕНЬШИКОВА.

Разделены они витриной с наиболее крупными и показательными экспонатами. Здесь и конское седло, и отреставрированная пулеметная тачанка, и станковый пулемет системы “Максим”. А также манекены в обмундировании. Причем некоторые из них обыгрывают сцены из жизни Василия Чапаева. Например, экспозиция с унтер-офицером Русской армии и рядовым Австро-Венгерской армии дает отсылку на событие, при котором Василий Иванович получил одну из своих наград — за захват в плен австрийского солдата.

Среди бесчисленных образцов оружия, которые при реэкспозиции пополнились, находятся те предметы быта, которые рассказывают о Василии Чапаеве как о личности. Про юношеские годы мы узнаем только весной-летом, когда в отреставрированный дом Чапаева перевезут все экспонаты. В музее же стоит гармонь. Дочь Василия Чапаева Клавдия в интервью журналисту газеты “Путь к коммунизму” В. Юнину к 100-летию со дня рождения легендарного начдива вспоминала: “Требовательный к себе, он жестко требовал от подчиненных беспрекословного и точного выполнения приказов. Но в то же время постоянно заботился о снабжении, свое­временном и всестороннем обеспечении и отдыхе солдат. Иногда на привале воины пели и плясали под гармошку, вместе со всеми пел, плясал и Чапаев, так как он сам был таким же солдатом, из такой же среды, понимал их нужды и запросы, имел с ними общие интересы и отдавал им всего себя”.



Более подробную информацию можно узнать благодаря планшетам. Характеристики оружия, описание вооружения и экипировки, версии гибели Чапаева — там есть всё, что не поместилось на витрины музея. Здесь можно провести весь день, проходя по ссылкам от одной страницы к другой, всё больше углубляясь в тему. В электронной форме также представлены дембельские альбомы военнослужащих Чапаевской дивизии.

Последний стенд главного зала посвящен современности — 40-й бригаде морской пехоты. Это часть, которая осталась от былой Чапаевской дивизии. Сейчас находится на Дальнем Востоке. В музее представлены фотографии, атрибуты морских пехотинцев, тельняшки.

А единой экспозиция становится благодаря временной ленте, которая как связующая нить тянется по всему залу.


Тихо, граждане! Чапаев идет

Бывший музейный кинозал практически не претерпел изменений. Мраморная крошка на стенах, кубы и лампы на потолке, даже кресла 70-х годов прошлого века, несмотря на реставрацию, сохранили свою первоначальную конструкцию. 

Просидеть на них полтора часа будет неудобно, но по­грузиться в атмосферу старого кинотеатра для просмотра таких фильмов, как “Чапаев” 1934 года, вполне реально. 

После реэкспозиции второй зал стал просторным и открытым. Здесь представлены произведения искусства, связанные с личностью Василия Чапаева. Среди них книги, скульптуры, реквизиты со съемок фильма “Чапаев”. Гордость музея — гримерные усы Бориса Бабочкина, исполнителя роли Чапаева.

На больших планшетах представлена информация об авторе романа “Чапаев” Дмитрии Фурманове, о режиссерах Георгии и Сергее Васильевых, рабочей группе фильма, актерах Борисе Бабочкине, Леониде Кмите (исполнил роль Петьки), Варваре Мясниковой (Анка-пулеметчица).

Тут же находятся афиши фильма и генеалогическое древо Василия Ивановича Чапаева.


Время для размышлений

Реэкспозиция показывает, что современный музей — это не отдельно взятые экспонаты, а отрезок времени, это отношение человека к историческим событиям.

И даже витраж из цветного стекла “Красная армия” (работа Анатолия Иванова и Петра Егорова), изменения в подсветке которого я заметила, только уходя из музея, работает на эту идею. Сначала подсвечивается штык (с одной стороны, символ военной мощи, с другой — символ жестокости), потом человек-красноармеец, в конце — фон.

В наше время реконструкция музеев стала практически необходимой процедурой. Современных детей, живущих в эпоху всевозможных гаджетов, сложно удивить атмосферой советского времени, заинтересовать старыми экспонатами. Хочется верить, что похожие преобразования коснутся и других музеев.

Похожие статьи

Поиск

Счетчики