Интернет-бум среди бэби бумеров: РСХБ выяснил как меняются цифровые привычки поколений
Опубликовано AlexK - Ср., 09/08/2023 - 11:27
Доля россиян, активно
пользующихся интернетом, за последние 9 лет выросла в 1,5 раза и в 2022 году
составила 89,8%. При этом на селе структура интернет-аудитории значительно
поменялась за счет роста активности поколения бэби-бумеров. Эксперты
Россельхозбанка прогнозируют нарастание темпа цифровизации сельской местности –
до конца этого года охваченными интернетом окажутся 90% российских сел.
Доля
населения, являющегося активными пользователями сети интернет (использующего
его не менее одного раза в неделю), в общей численности населения России с 2013
года выросла в 1,5 раза и по итогам 2022 года составила 89,8%, при этом охват
городского населения составил 91,4%, сельского - 84,7%.
Какие поколения
стали активнее пользоваться интернетом?
«Статистика наглядно подтверждает теорию поколений. Количество
представителей поколения Z, активно
использующих интернет, остается статичным на протяжении последних пяти лет –
зумеры изначально «родились с телефоном в руках». Поколение Y стабильно занимает наибольшую долю среди всех
активных пользователей глобальной сети и при этом также показывает
незначительный прирост – число миллениалов, заходящих в интернет не менее
одного раза в неделю, выросло всего на 3% с 2017 года. Проникновение глобальной
сети в повседневную жизнь поколения Х происходило более активно в течение
последних пяти лет – количество пользователей интернета в этой категории
выросло на 23%. В то время, как поколение бэби-бумеров, родившееся до появления
всемирной паутины, демонстрирует наибольшую динамику при эффекте низкой базы: в
2022 году глобальной сетью активно пользовались на 91% больше бэби-бумеров, чем
пять лет назад. За последние годы значительно поменялась возрастная структура
интернет-аудитории за счет роста популярности сети у старшего поколения», -
отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального
анализа и прогнозирования Наталья Худякова.
Цифровизация бэби-бумеров
в сельской местности
Проникновение
глобальной сети в село с 2013 по 2022 гг. выросло почти в 1,8 раза, охват
городов интернетом за этот период увеличивался медленнее – в 1,3 раза. Таким
образом, разрыв в обеспеченности городской и сельской местности подключением к
сети сократился с 21,3 до 6,4 процентного пункта. По оценкам экспертов
Россельхозбанка, уже по итогам 2023 года доля сельского населения в возрасте от
15 до 74 лет, являющегося активными пользователями сети, составит 90%.
При
этом за последние пять лет на селе самой динамичной возрастной категорией стало
поколение бэби-бумеров: наибольший прирост доли активных пользователей сети на
сельской местности наблюдается в возрастных группах от 55 до 59 лет (прирост
2022 к 2017 составил 32%), от 60 до 69 лет (прирост 2022 к 2017 в 2,3 раза), 70-79
лет – (прирост 2022 к 2017 в 2,8 раза) и старше 80 лет (прирост 2022 к 2017 в 2
раза).
Для чего
россияне используют интернет в сельской местности?
Согласно
анализу экспертов РСХБ, за последние 5 лет в 4,7 раза (472% от показателей 2017
года) выросла доля сельского населения, осуществляющего финансовые операции
через интернет, а вот интерес к социальным сетям, наоборот, уменьшился: доля
сельчан, заходящих в соцсети для общения, снизилась на 10% от показателей 2017
года. Кроме того, сельчане за последние пять лет стали на 27% чаще искать в интернете
информацию о товарах и услугах и на 8% чаще - информацию о здоровье. Также в 2
раза выросло использование мессенджеров для звонков и видеосвязи (203% от
показателей 2017 года).
При
этом факторы, сдерживающие использование информационных технологий в сельской
местности, демонстрируют снижение в абсолютных показателях за последние 2 года.
Так с 2020 года «Высокие затраты на подключение к сети интернет» стали
оказывать влияние на подключение к сети меньше на 52%, наличие доступа в сеть интернет
в другом месте (на работе, у знакомых, в центрах общественного доступа и др.) -
на 53%, отсутствие необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса) - на
29%, отсутствие технической возможности подключения к сети интернет – на 60%.
«Подключение
к сети сельской местности продолжит демонстрировать высокие темпы роста в
сельскохозяйственных организациях, фермерских хозяйствах, так и среди населения,
для которого быстрый доступ к сети, становится не только способом поиска
информации, но и необходимым атрибутом для получения различных услуг, а также
средством общения с близкими. Основными драйверами цифровизации сельской
местности продолжат выступать распространение удаленного режима работы,
повышение доступности жилья в сельской местности и развитие сельской ипотеки,
диверсификации агарной отрасли, в том числе развитие сопутствующих услуг от
фермеров: агро- и экотуризм», – рассказала Наталья Худякова.